Почему книги стали главным компонентом советских интерьеров, для чего необходим ковер на стене и как коммунистическая идеология сформировала собственный домашний образ.
Вещи, здания и привычки советской эпохи очень часто становятся объектом рефлексии и исследований архитекторов, урбанистов, социологов, и плюс к этому обыкновенных обитателей пространства в бывшем советском союзе. В 2013 году польский архитектор Куба Снопек даже предложил включить столичный район застройки времен СССР Беляево в перечень объектов наследия культуры ЮНЕСКО.В поиске потерянного времени редакция «РБК-Недвижимость» попросила сегодняшних отечественных архитекторов сказать про то, как был устроен коммунистический быт, насколько сильно он зависел от качества и структуры строений жилого типа, и плюс к этому дать ответ на вопросы, странные нынешнему городскому обитателю: для чего вешать ковер на стену и для чего необходимо окно между ванной и кухней.
Арсений Леонович, начальник
архбюро Panacom
«Политика в отношении дизайна и архитектуры имела чисто полезные причины. Дело не в том, что украшательство идеологически не подходило философии державы — просто необходимо было куда-то селить людей, а держава тогда еще не оправилась от последствий войны. И поэтому начали возводить быстровозводимые стандартные дома и надумали не расходовать средства на излишества. А так как все должно было быть идеологически аргументированным, скорректировали систему ценностей. Отсюда появилась вторая волна модернизма, эпоха Корбюзье.
Не обращая внимания на железный занавес и культурную изоляцию, во времена СССР не возникло четко выраженной эстетической обычаи: часть идей одалживали за рубежом, люди, какие занимались дизайном, по крупицам выцеживали информацию и домысливали сами, как обязаны смотреться те или другие предметы. Порой коммунистический винтаж смотрится как выцветшая и простая копия европейского. Но могут встречаться и весьма успешные работы, к примеру обливная майолика.
Мне нравятся многие советские вещи и мебель, я даже собрал коллекцию из объектов, от них люди освободились. Одни необходимо обновлять, другие до этих пор размещены в прекрасном состоянии. Это как приют для предметов, ставших лишними. Теперь модно приобретать все новенькое, даже в том случае, если мебель весьма недорогая и обычная. Но я собираюсь применять такие предметы: конкретных правил в дизайне более нет, можно совмещать все, если хватает вкуса. А старые вещи достаточно хорошо вписуются в интерьер в современном стиле. Думаю, это наследство нужно ценить».
Одна из основных зодческих примет СССР — панельные и кирпичные пятиэтажки, какими массово застраивали города с 1950-х до 1980-х годов. В отличии от домов сталинской эпохи, которые предназначены для партийной верхушки и номенклатурных должностных лиц, хрущевки строились для обыкновенного советского человека: сюда переезжали сельские обитатели, сюда же расселяли жителей городских коммуналок.
Сергей Труханов,
глава архбюро
T+T Architects
«Жизнь простых людей проходила в хрущевских пятиэтажках. Они не были оснащены лифтами, весьма драматичным зрелищем смотрелось вталкивание на пятый этаж пианино. Дух экономии плохо вязался с батареями на лестничных клетках: пространство подъезда было совершенно не непроницаемым, и отопление частично трудилось на то, чтобы согревать улицу.
Интерьерные предметы были обычными и небольшими: практически во всех квартирах находился гарнитур для кухни в невыразительный цветочек, табуретки и лёгкие столы, друг на друга похожие кресла и диваны с печальными обивками. Между ванной и кухней было остекленное окно — для освещения природным светом и экономии эликтричества. Стеновая покраска оканчивалась на высоте роста человека: этого было достаточно, чтоб не вымазываться о побелку. На каждом подоконнике жили растения: герань, традесканция, бегония, алоэ и, разумеется, кактусы.
Постоянный аксессуар советской комнаты для сна — трельяж. Это зеркало с 2-мя подвижными створками, в них можно было заметить собственный отражение не только в анфас, но и в профиль. Многие советские люди первый раз видели себя в данном ракурсе».
Отличительные характеристики хрущевской архитектуры устанавливали новые запросы на оборудование квартиры: именно во времена СССР на стенах помещений начали массово оказаться ковры.
Хорен Холодов,
партнер архбюро Frontarchitecture
«Квартиры в новых зданиях не разнились изоляцией звука: через тоненькие стены просачивалась приватная жизнь, каждая раздор становилась социальным наследием. Плюс ко всему, окна были совершенно не герметическими, а также сезонное заклеивание щели полосками бумаги, вымоченными в клейстере, помогало не очень. Массивный ковер на стене отчасти справлялся с данными проблемами: он делал обязанности изоляции звука, а зимой делал жилье теплее и комфортнее. Вследствие этого ковер занял собственный почетное место не только на стене, но также и в понимании советского уроженца. Вместе с коврами в советском союзе опять же любили декорировать стены гобеленами. Самым известным стал гобелен с оленями.
Еще 1 фетиш советской эпохи — хрустальный сервиз. Им практически не пользовались в быту; лишь порой, по праздникам, доставали вазы и бокалы. Это была весьма милая традиция, которая говорила о рвении человека к красоте, о надобности иметь в доме что-то для услаждения взгляда.
В конце концов постоянным аксессуаром советской квартиры считалась стенка из мебели. Достать ее было совершенно не просто, но она того стоила, тем более если была выполнена в Румынии или ГДР. В хорошей стенке умещалось все: шкаф для платьев, секретер с откидным столом и сервант для хрусталя. В огромный моде были стенки-горки, они разнились от других шкафами различной высоты. В данном проявлялась тяга советского человека к великолепному: горка была меньше удобной, но, возможно, оттого считалась более желанной. Стена постоянно располагалась в зоне для приема гостей и становилась постоянным фоном для всех семейных событий. Советские люди отмечали тут все праздничные дни: женили, тешились рождению деток и увеличению по службе, встречали первое сентября и Новый год. между прочим, комнаты для гостей в жилых площадях нередко были проходными».
Светлана Гусева,
глава архбюро
Guseva-Style
«В отличии от Европы и США, где дизайн зависел от надобностей рынка, во времена СССР важным клиентом было государство. Отсюда и особенность советского дизайна: он обслуживал по большей части промышленность и социальную сферу, но не предназначался для украшения жизни простых людей. Зато можно было заметить отличные интерьеры в зданиях культуры, правительственных зданиях, в области транспорта. в виде примера можно привести метрополитен, и вдобавок — восхитительные для тех лет остановки автобусов. В Абхазии до этих пор остались эти необыкновенные системы, покрыты с разными цветами мозаикой. И в других бывших республиках все еще есть любознательные остановки времен СССР.
Интерьеры дома, разумеется, были не на высоте: побелка на стенах, несчастная палитра цветов. Но были и позитивные моменты: к примеру, многие себе могли позволить полы из натуральной древесины — теперь это считается едва ли не богатством. Мебель тоже была древесной — по крайней мере до наступления эпохи Дсп и ДВП».
В отсутствие стилистического многообразия квартирных оформлений объектами гордости советского дизайна часто становились книги или техника для дома.
Григориос Гавалидис, родоначальник бюро
GaFa Architects
«Советские люди весьма любили книги: читали их далеко не все, но во многих квартирах имелось несколько шкафов с собраниями произведений. Многие книги можно было получить лишь взамен на собранную макулатуру. Считали, что владелец домашней библиотеки человек культурный и грамотный. Плюс ко всему, многие советские господа собирались занять чтением в пенсионные годы, и книги покорно стояли на полках, дожидаясь собственного часа.
Отдельной беседы удостаивается дизайн советской техники. Первый российский телевизор стал реальной легендой. Создали его в Ленинграде три инженера: Кенигсон, Варшавский и Николаевский. Модель назвали аббревиатурой КВН по первым буквам их имён. Позднее КВН расшифровывали как «Приобрел, Включил, Не работает» — по всей видимости, такое было нередко. Экран этого достаточно громоздкого прибора был маленьким, и поэтому перед ним нередко прикрепляли увеличительную линзу, заполненную водой или глицерином. Когда в 1948 году настало телевизионное вещание и КВН поступил в реализацию, два с половиной миллиона советских жителей приобрели этот фантастический девайс, на некоторое время первый коммунистический телевизор стал важной частью интерьеров дома.
Еще 1 культовый коммунистический прибор разошелся таким же тиражом, как и телевизор КВН: речь о пылесосе «Чайка», напоминающем одновременно крохотную ракету и огромный термос. Всем известный холодильник «ЗИЛ», поставлявшийся в намного чем 50 государств мира, был еще более знаменит. Многие «ЗИЛы» трудятся до этих пор — эти холодильники превышают все рекорды выносливости приборов которые используются в домашних условиях».
Егор Глебов,
начальник
архитектурного отдела проектного бюро АПЕКС
«Из-за закрытости и железного занавеса советского пространства дизайнеры были отрезаны от крупных культурных течений и лишены возможности размена навыком. Это плохо подействовало на эстетической культуре. Разумеется, люди трудились, какие-то идеи все равно попадали из общемирового пространства, но их было не очень просто исполнить: мешали рутина процесса производства и плановая экономика.
Не обращая внимания на это, в Советском Союзе с 1957 года издавался журнал «Декоративное искусство», выходили какие-то книги, производилась посуда и весьма превосходная керамика. Многие изделия теперь переходят в разряд раритетов — это небольшая пластика, жанровые сценки, анималистика. Фарфоровые статуэтки Ломоносовского, Конаковского завода и заводов в Вербилках до этих пор нередко могут встречаться в жилых площадях обыкновенных российских людей. Большинство моделей выполнены художниками и талантливыми скульпторами, они способны считаться самостоятельными произведениями искусства. между прочим, коммунистический фарфор весьма ценился и за границей. Плюс ко всему, производились ковры ручной работы, отличные часы, лампы. Эргономика многих объектов была весьма продуманной».
Фото: Григорий Калачьян, Семен Майстерман, Владимир Мусаэльян, Александр Овчинников, Михаил Барабанов, Наум Грановский, Сергей Преображенский, И. Григоров, Александр Чумичев, Николай Рахманов, Виталий Созинов, Эдгар Брюханенко, Игорь Зотин, Геннадий Хамельянин, Юрий Лизунов, Владимир Яцина, Валерий Зуфаров, Владимир Саяпин, С.Жуков, Ю.Машков, / Фотохроника ТАСС
Приготовил Антон Погорельский