Содержание
Как устроены вентиля, устанавливаемые на фланцах? В каких вариантах резонно их применение в инженерных коммуникациях? Есть ли какие-нибудь тонкости у монтажа таких элементов арматуры запорной? Давайте же попробуем дать ответ на данные вопросы.
Наш герой — стальной фланцевый вентиль.
Классификация
Сначала попытаемся разобраться, какими могут быть фланцевые вентиля.
Устройство
По способу, которым перекрывается вода, необходимо отметить 4-ре класса вентилей.
- Винтообразные. На штоке с резьбой подвижно закреплен клапан, который прижимается к седлу в корпусе вентиля. Герметичность снабжается сальниковой набивкой.Она собой представляет уплотняющую шайбу, которую притягивает к корпусу накидная гайка или пара болтов.
Данный тип вентилей имеет ряд нестандартных минусов:
- Они могут пропускать воду лишь в одном направлении. Противоток не просто нежелателен: он опасен, потому как может вызвать отрыв клапана с сопровождающим его гидравлическим ударом.
- Они имеют высокое гидравлическое сопротевление благодаря криволинейной форме и сравнительно малому размеру дыры в седле.
- Они просят периодической набивки сальника, который формируется не только при энергичном применении вентиля, но и при простое.
- Резиновые или прокладки из паронита снашиваются во время работы и тоже просят периодической замены.
Заметьте: песок или окалина, попавшие под клапан, нередко приводят к полному или частичному разрушению прокладки.
Ее ресурс делает меньше и высокая температура среды.
На фото — чугунные винтообразные вентиля.
- Пробковые. В них поток перекрывается конической пробкой со сквозным отверстием.
Без обычных проблем не обошлось и тут. - При большом размере вентиля (скажем, ДУ65) поворот пробки потребует больших усилий: сопротевление становится больше пропорционально повышению сопрекасающихся поверхностей пробки и корпуса.
- Периодическая набивка сальника требуется и в данном случае.
- Шиберные. Их устройство ближе к задвижке, чем к вентилю: резьбовой шток опускает конический клапан между 2-ух зеркал (кольцевых уплотнителей из бронзы). Заместо сальника очень часто применяются долговечные резиновые или полимерные уплотнители; только одна добродетельная упоминания трудность — неработоспособность вентиля при обрастании зеркал твёрдыми отложениями.
- Шаровые. Латунный или сделанный из нержавеющей стали шар со сквозным отверстием вращается в корпусе вентиля при повороте рукояти. Его отмечает пара кольцевых седел, сделанных из фторопласта или тефлона; прокладка из такого же материала герметизирует шток.
Шаровые вентиля наиболее удобны, удобные, будут служить долго и отказоустойчивы; при этом стоимость крана шарового мало отличается от других конструкций того же размера.
Шаровый кран ДУ 65.
Среда
Значительная часть рекомендуемых рынком фланцевых вентилей для труб направлена на применение в системах снабжения воды и отопления.Однако можно повстречать и решения, предназначающиеся для других рабочих сред.
- Газовые шаровые фланцевые краны имеют повышенное качество обработки плоскости шара, что предохраняет малейшие утечки. В основном, они маркируются жёлтым цветом ручки.
Газовая арматура запорная отмечается жёлтым цветом.
Интересно: инструкция изготовителя в большинстве случаев позволяет применять газовые вентиля в трубопроводах, транспортирующих не только газ, но и воду, нефтепродукты и пар с температурой до 150 С.
- Шаровый паровой вентиль применяет термоустойчивые тефлоновые уплотнительные кольца, разрешающие ему трудится в обстановке с температурой до 250 С.
Практичность
Значительная часть фланцевых кранов предоставляет лишь одну возможность — целиком закрыть ток среды через провод труб.Впрочем существуют и более необычные варианты.
- Шаровый фланцевый выверяющий кран дает возможность дросселировать провод труб, медлено меняя его проходимость. Главное отличие регулирующих вентилей от обыкновенных шаровых — в форме дыры в закрывающем шаре: оно выполняется не круглым, а овальным или более криволинейной формы.
- Трехходовойшаровый вентиль тоже разнится формой выреза: в данном случае он изготавливается угловым, что дает возможность реализовать принцип &«или-или&». Водный поток из трубопровода номер 1 направляется в трубу номер 2 или номер 3.
С правой стороны — еще более необычная схема. Вентиль дает возможность объединить между собой любые два или все три отвода.
Размеры и использование
Размеры всех изготавливающихся отечественной промышленностью фланцевых вентилей берутся по ГОСТу за номером28343-89.Интересно: как правило размеры фланцев, в том числе для арматуры запорной, регламентируются индивидуальным стандартом — ГОСТ 12815-80.
Однако данный документ целиком повторяет ряд размеров из ГОСТ 28343-89.Приведем данные размеры в миллиметрах и дюймах.
ДУ Размер в дюймах 10 3/8 15 1/2 20 3/4 25 1 32 1 1/4 40 1 1/2 50 2 65 2 1/2 80 3 100 4 150 6 200 8 250 10 300 12 350 14 400 16 450 18 500 20
Каких размеры трубопровода оправдуют использование фланцевых вентилей при установке отопительных систем или снабжения воды собственными руками?По суждению автора — начав с ДУ40. Фланцевый шаровый вентиль ДУ25 или ДУ32 лучше поменять муфтовым: резьбу данного размера без больших усилий можно резать ручным способом, трубной плашкой, а вот фланец потребуется приваривать, что очень часто проблематичнее и потребует полного осушения трубопровода.
Элеваторный узел. Вентиля маленьких диаметров — муфтовые.
Одновременно при большом размере резьбы даже попытка стронуть с места контргайку на сгоне потребует непомерно значительных усилий. Фланцевый шаровый вентиль ДУ80 разбирать или поменять намного легче, чем разобрать крепёжное соединение в виде резьбы того же диаметра.Невидимый момент: в отличии от резьбы, фланец не просит установки отрезка трубы и может использоваться в условиях дефицита длины прямого участка трубопровода.
Однако разборка соединений фланцевого типа малых размеров, стянутых стальными болтами — не для слабонервных.
В основном, болты легче обрезать, чем раскрутить.
Монтаж
Хитростей у установки соединения фланцевого типа чуть-чуть.
- Для покрытию герметиком в большинстве случаев применяются прокладки из паронита. Но их можно поменять собственными силами вырезанными из старой автомобильной камеры. Не забывайте оставить с краю прокладки язычок, который даст возможность вам завести ее между фланцев.
Для покрытию герметиком соединения фланцевого типа применяются прокладки из паронита — твёрдой термостойкой резины.
- Чтобы не было перекосов фланец стягивается крест-накрест, по одному — два оборота ключа за раз.
- Болты лучше располагать с одной стороны фланца. Например если его поверхность горизонтальна, болты заводятся сверху. Так легче наживить гайки; более того, падение с высоты легкой гайки с меньшей вероятностью причинит травму находящемуся внизу человеку.
Заключение
Будем надеятся, что наше несколько поверхностное знакомство с целым классом арматуры запорной сможет помочь читателю в подборе решений для своих проектов. Видео в данной публикации, как в большинстве случаев, имеет добавочные материалы. Успехов!