Содержание
Как устроен шаровый вентиль ДУ100? Какие разные варианты такого изделия можно повстречать в продаже? Есть ли какие-нибудь специфики у монтажа изделия? Как он смотрится на фоне альтернатив — винтовых вентилей и задвижек? Давайте разберемся.
![Нам предстоит сравнить свойства трех конкурирующих типов запорной арматуры. Нам предстоит сравнить свойства трех конкурирующих типов запорной арматуры.](https://f4.s.qip.ru/jjb2KHZO.jpg)
Нам предвидится сопоставить свойства трех конкурирующих видов арматуры запорной.
Первое знакомство
Конструкция
Ключевой компонент конструкции — поворотный затвор в форме шара со сквозным каналом. В основном, его диаметр равён диаметру присоединяемого трубопровода. Шток, вставленный в паз затвора, выводится через корпус и снабжается удобной ручкой или редуктором. Функцию герметизации исполняют полимерные седла под шаром и кольцевой уплотнитель вокруг штока.Какие материалы используются для производства кранов шаровых?
Компонент Материалы Корпус Латунь, углеродистая сталь Затвор Латунь с хромовым или никелевым гальваническим покрытием, нержавейка Уплотнители Тефлон, фторопласт, кольца из резины (уплотнение штока) Рукоять Сталь с покрытием ПВХ или эмалью
Полезно: в зависимости от рабочих условий рукоядка как правило имеет разную цветовую маркировку.
Который предназначен для ХВС, ГВС и отопления шаровый кран на 100 мм отмечается красным цветом; изделия с ограниченной термической устойчивостью — синим.
Жёлтый указывает на то, что кран предназначается для газа.
![На фото - газовые краны. На фото - газовые краны.](https://i89.fastpic.ru/big/2017/0330/3f/589722f5e831c254e3c408ff6929e43f.jpg)
На фото — газовые вентили.
Разные варианты
Краны могут обозначаться по нескольким признакам.
Вид корпуса
Он может быть цельносварным и разъемным.
- В первом варианте для бонуса хозяин получает высокую устойчивость корпуса к гидравлическому давлению: с повышением диаметра усилие на разрыв его стенок становится больше пропорционально сечению. Стоимость — почти что нулевая возможность ремонта изделия: как максимум, можно в нем поменять изношенный уплотнитель вокруг штока.
![Шаровый кран ДУ1000 РУ25 выполнен в цельносварном корпусе. Шаровый кран ДУ1000 РУ25 выполнен в цельносварном корпусе.](https://s019.radikal.ru/i613/1703/0e/a0ca2322b962.jpg)
Шаровый вентиль ДУ1000 РУ25 реализован в цельносварном корпусе.
- В другом варианте если нужно замене подлежат все изнашиваемые конструкционные элементы — седла, шток а также сам затворный шар.
В основном, части корпуса при большом диаметре соединяются шпильками.
Подключение к трубопроводу
Оно может выполняться тремя вполне обычными способами:
- Резьбами. Муфтовое подключение при большом диаметре, тем не менее, не пользуется немалой популярностью благодаря тому, что резьбу тяжело покрывать герметиком и натянуть.
- Сваркой. Длина патрубков под приварку и существенная масса корпуса вентиля не позволяют опасного перегрева полимерных уплотнителей во время работ по сварке.
- Фланцами. Они предоставляют быстрый сборка и разборка крана.
Фланцевый шаровый вентиль ДУ 100, со своей стороны, может относится к двум подкатегориям. В общем случае размеры монтажа фланцевого вентиля со сферическим запорным элементом ДУ 100 точно соответствуют монтажным габаритам стальной задвижки 30с33нж, что дает возможность сделать замену без сварки на трубах.
![Шаровый кран КШЦФ ДУ100 может заменить задвижку без адаптации трубопровода. Шаровый кран КШЦФ ДУ100 может заменить задвижку без адаптации трубопровода.](https://f5.s.qip.ru/wWfbYYKD.jpg)
Шаровый вентиль КШЦФ ДУ100 может поменять задвижку без адаптации трубопровода.
Однако при установке новых трубо-проводов используются намного короткие, говоря иначе межфланцевые вентиля.
![Межфланцевый кран отличается укороченным корпусом. Межфланцевый кран отличается укороченным корпусом.](https://moydomiks.ru/wp-content/uploads/2017/03/c0d77140f260df812568789521af0cfb.jpeg)
Межфланцевый кран разнится укороченным корпусом.
Уплотнение затвора
При маленьких диаметрах трубопровода уплотнение затворного шара снабжается простым прижимом седел при собирании корпуса. Но для приличных размеров затворов применяется еще пара решений.
- Шар монтируется между седлами с маленьким зазором. К необходимому седлу он прижимается давлением среды работы.
- Седло выполняется подпружиненным тарельчатой пружиной, которая гарантирует нужное усилие прижима даже при определенном износе фторопласта или тефлона.
Монтаж
Он выполняется в любом рабочем положении. Единственное ограничение — комфортное положение рукояти или штурвала редуктора. Назначение тока воды значения никакого не имеет, о чем недвусмысленно говорит отсутствие стрелки на корпусе.
Сравнивание с альтернативами
Как шаровый фланцевый кран ДУ100 смотрится на фоне фланцевых винтового вентиля и задвижки того же типоразмера? На каком типе арматуры запорной остановиться лучше?Давайте же сравним их по нескольким показателям.
Гидравлическое сопротевление
- Полнопроходной шаровый вентиль почти что не оказует сопротивления движению потока: поворотов и переходов диаметра в нем нет.
- Задвижка в данном отношении несколько уступает крану с круглым отверстием. Поднятые до конца щечки и клин отчасти расположены в потоке. Более того, переходы диаметра между зеркалами, делающие поток турбулентным, присутствуют.
- Винтовой вентиль — заметный аутсайдер. Извилистые ходы корпуса и сравнительно маленькое отверстие в седле вызывают падение напора после данного компонента арматуры запорной.
Установка
- Как уже говорилось, инструкция по процессу установки собственными руками вентиля со сферическим запорным элементом дает возможность любые вольности. Он может трудится в разных положениях и при любом направлении тока воды.
![Шаровый вентиль может монтироваться в любом положении. Шаровый вентиль может монтироваться в любом положении.](https://s019.radikal.ru/i602/1703/db/e2ca07fb2e9a.jpg)
Шаровый кран может монтироваться в разных положениях.
- Задвижку нежелательно устанавливать лишь штурвалом вниз. Это создаст очень некомфортной набивку сальника.
- Вентиль, более того, необходимо монтировать так, чтобы рабочая среда давила на клапан снизу. Иначе через некоторое время неизбежен отрыв клапана.
Кстати: отрыв клапан при противотоке сопровождается гидравлическим ударом — прохождением по трубопроводу фронта большого давления.
В числе последствий — рассоединения на фитингах и резьбах, отрывы эластичных подводок, разрывы по швам сварных труб и оторванные проходные пробки отопительных приборов.
Обслуживание
- На случай вентиля со сферическим запорным элементом оно сводится к подтяжке гайки на уплотнитель штока после нескольких сотен циклов открытия-закрытия.
- Винтовой вентиль нуждается в периодической (даже при простое) набивке сальника и (порой) в замене прокладки.
- На случай задвижки периодическая набивка сальника дополняется потребностью притирки зарастающих отложениями щечек и зеркал.
![Клиновым задвижкам требуются периодические ревизия и ремонт. Клиновым задвижкам требуются периодические ревизия и ремонт.](https://f6.s.qip.ru/sXLz7LFl.jpg)
Клиновым задвижкам нужны периодические проверка и ремонт.
Выводы
Они достаточно обьяснимы: у шарнирных кранов среди новой арматуры запорной нет значительных соперников. Исключением могут стать лишь изделия для особенных условий (больших температур, агрессивных сред и т.д.).Видео в данной публикации класически предложит читателю добавочные материалы. Успехов!